Что такое эмиссия ценных бумаг
Эмиссия ценных бумаг — это выпуск в обращение акций, облигаций, депозитарных расписок и других финансовых инструментов. Коммерческие компании, государственные учреждения и банки, инициирующие данную процедуру, называются эмитентами. Для них это возможность привлечь дополнительный капитал в виде инвестиций, а для приобретателей активов — способ получить доход.
Кто и зачем проводит эмиссию ценных бумаг
Эмитентами ценных бумаг чаще всего становятся компании, которые нуждаются в дополнительном финансировании. Однако привлечение инвестиций — далеко не единственная цель выпуска акций или облигаций. С помощью эмиссии юридические лица могут решать несколько точечных задач:
- сформировать уставный капитал для создания нового акционерного общества;
- нарастить уставный капитал существующего АО;
- увеличить или уменьшить номинал ранее выпущенных ценных бумаг (консолидация или дробление);
- изменить доступность активов для инвесторов.
Однако выпуском ценных бумаг в России могут заниматься не только бизнес-компании, но и государство. В этом случае решение об эмиссии принимает Правительство РФ или уполномоченные им федеральные органы власти. Такие финансовые инструменты разрабатываются для поддержки экономики страны и используются для достижения следующих целей:
- сократить дефицит государственного бюджета;
- контролировать темпы инфляции;
- привлечь деньги на реализацию крупных государственных проектов;
- предотвратить резкое изменение курса национальной валюты;
- собрать средства для погашения ранее выпущенных облигаций.
Какие есть виды эмиссии ценных бумаг
Эмиссия имеет несколько важных характеристик в зависимости от особенностей выпуска в обращение ценных бумаг.
По очередности выпуска
- Первичная (IPO). Размещение нового вида бумаг или первоначальный выход на фондовый рынок.
- Вторичная. Размещение дополнительного количества ранее выпущенных бумаг.
По способу размещения
- Подписка. Предполагает предварительный прием заявок на приобретение акций и облигаций от участников рынка до старта продаж. Институциональные и аккредитованные инвесторы получают возможность заранее подписаться на новый выпуск.
- Распределение. Эмитент заранее определяет перечень лиц, которые смогут претендовать на покупку акций. Остальным участникам фондового рынка бумаги оказываются недоступны.
- Конвертация. Обмен ранее выпущенных акций и облигаций на новые.
По форме выпуска
- Открытая. Покупка активов оказывается доступна всем желающим.
- Закрытая. Проведение сделок с активами разрешается строго определенному кругу инвесторов.
Как устроена эмиссия ценных бумаг
Порядок проведения эмиссии регламентируется законами и инструкциями регулятора рынка (ЦБ РФ). Процедура состоит из нескольких этапов и требует выполнения эмитентом следующих действий:
- Принятие и утверждение решения о выпуске ценных бумаг с соблюдением внутреннего регламента юрлица на учредительном собрании, совете директоров и т.д.
- Государственная регистрация выпуска акций, облигаций, иных ценных бумаг. Не зарегистрированные должным образом активы не могут размещаться на рынке, а сделки с ними признаются ничтожными.
- Размещение бумаг на биржах (листинг). Для допуска к торгам биржи изучают документацию эмитента и вносят бумаги в биржевой список только после тщательной экспертной проверки.
- Регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Важный заключительный этап эмиссии без прохождения которого выпуск ценных бумаг признается несостоявшимся.
Помимо эмитента, регистратора и биржевых площадок к процедуре может привлекаться андеррайтер. По сути, это посредник, принимающий на себя часть обязанностей по проведению эмиссии. Андеррайтером может выступать профессиональный участник рынка ценных бумаг — лицензированная инвестиционная компания или крупный банк. Сторонняя организация помогает соблюсти необходимые формальности, разместить бумаги на рынке и проанализировать результаты выпуска. В некоторых случаях андеррайтеры осуществляют выкуп ценных бумаг за дополнительную комиссию.
Почему обо всем этом стоит знать частному инвестору
Понимание процессов, происходящих на фондовом рынке, позволяет инвесторам лучше ориентироваться в ситуации и подходить к приобретению ценных бумаг более осознанно. При отслеживании основных этапов эмиссии потенциальный покупатель ценных бумаг может более точно оценить риски вложения денег в те или иные активы.