Кто такой финансовый омбудсмен
Финансовый омбудсмен занимается разрешением споров между банками и МФО и их клиентами — для того, чтобы исключить доведение конфликта до разбирательств в суде.
Финансовые омбудсмены начали работать в России в 2018 году. Они ведут деятельность на основании № 123-ФЗ.
Каковы обязанности омбудсмена
Постепенно правительство расширяет полномочия специалистов — по мере возникновения необходимости. Без этого не обойтись, поскольку должность омбудсмена появилась относительно недавно.
Специалисты работают со страховыми фирмами, микрофинансовыми организациями, банками, ломбардами, негосударственными пенсионными фондами и их клиентами. Полный список опубликован на сайте ЦБ РФ.
Одной из сторон спора обязательно должно быть физическое лицо. Конфликты, к примеру, между банком и микрофинансовой организацией специалист решать не станет.
Какие требования предъявляются к омбудсмену
Они следующие:
- гражданство РФ;
- возраст — 35-70 лет;
- экономическое или юридическое образование;
- опыт работы судьей в течение 10 лет или в сфере финансового регулирования — в течение 5 лет;
- не ведет какую-либо деятельность помимо научной или преподавательской.
Омбудсмен занимает должность на 5 лет и может быть избран вновь — но не более 3 раз подряд.
Какие споры решает омбудсмен
К специалисту можно обратиться, к примеру, в следующих ситуациях:
- банк в одностороннем порядке изменил условия договора — повысил ставку по потребкредиту или ввел новую комиссию;
- страховая фирма выплатила неполную сумму компенсации;
- стоимость СМС-информирования или иной дополнительной платной услуги оказалась больше, чем указано в договоре с МФО;
- банк начислил более крупные пени, чем допускает законодательство.
Следует учитывать, что омбудсмен рассматривает только обращения, которые связаны с финансами или имуществом. Для возмещения морального вреда или компенсации упущенной выгоды потребуется обратиться в суд.
Также с даты нарушения, описанного в заявлении, должно пройти не больше 3 лет.
Когда омбудсмен может отказать
Заявление будет отклонено в следующих случаях:
- сумма компенсации больше 500 000 рублей и не относится к ОСАГО;
- клиент не попытался решить возникшую проблему с финансовой организацией самостоятельно;
- по обращению был подан иск или по нему уже вынесено решение суда;
- финансовая организация лишилась лицензии;
- одна из сторон конфликта инициировала процедуру банкротства или уже прошла ее;
- обращение ранее уже рассматривалось и было отклонено.
Также омбудсмен не поможет, если финансовая организация была исключена из ЕГРЮЛ.