Что такое ликвидность
Так называется возможность продажи какого-либо актива по рыночной стоимости (или близкой к ней). Чем выше ликвидность, тем быстрее это удастся сделать. Она демонстрирует, насколько востребован и ценен актив.
Термин «ликвидность» применяется по отношению к акциям, бизнесу, транспортным средствам, недвижимости, антиквариату.
Какие виды ликвидности бывают
Высоколиквидные активы можно быстро продать — за несколько дней или даже часов. Сюда относятся, например, ценные бумаги и иностранная валюта.
Реализация активов, имеющих среднюю ликвидность, занимает несколько недель. В эту категорию можно отнести бизнес.
Низкой ликвидностью обладают активы, продажа которых может занимать месяцы и годы.
Но длительная реализация не всегда является недостатком. Таким свойством обладают еще и медленные активы, которые позволяют получить прибыль через несколько лет — к примеру, долгосрочные инвестиции или депозиты.
К числу активов, которые труднее всего реализовать, в первую очередь относятся объекты недвижимости. Стоимость квадратного метра стабильно растет, однако найти покупателя не так уж просто. К тому же он может сбить цену — продавцы часто идут на уступки, если им срочно нужны деньги.
Сама недвижимость может иметь любую ликвидность — все зависит от ее состояния и расположения.
Различают еще следующие разновидности ликвидности: текущую, быструю и абсолютную. Каждая из них имеет свои особенности.
Текущая ликвидность определяется путем деления суммы оборотных активов компании (без реализации ее имущества) на имеющиеся долги. В норме итоговый коэффициент должен составлять 1,5-2,5.
Быстрая ликвидность предназначена для того, чтобы определить, насколько оперативно компания способна реализовать имеющиеся активы — например, если срочно понадобятся средства для модернизации производственного оборудования.
Следует сложить суммы оборотных активов и дебиторской задолженности и разделить на сумму долгов. Нормальный коэффициент — как минимум 0,7.
Для определения абсолютной ликвидности нужно разделить сумму оборотных активов и дебиторской задолженности на краткосрочные долги, которые необходимо срочно погасить. В норме полученный коэффициент должен составлять как минимум 0,2.
Это позволит руководителю компании понять, стоит ли оформлять кредит для покрытия текущих расходов или будет достаточно собственных активов.